Каталог

Новости

Восточная мудрость гласит: «Когда в небе парит змей, на земле исправляются ошибки».

В начале становления СССР как мощной индустриальной державы, огромные финансовые  ресурсы тратились на развитие военно-воздушных сил. Для демонстрации успехов рабоче-крестьянского государства, говоря современным языком, проводились организованные  авиа шоу, приобретшие мировую известность.  Вошли в историю полёты большого количества самолётов в Тушино и над Красной площадью, когда масштабные  построения  выполнялись в виде фигуры «звезда»


или слов «Слава Сталину», «СССР» подробности донесла до нас фото и кинохроника тех лет.


Воздушные парады продолжались и в послевоенные годы, поражая наших граждан  четкими построениями и выполнением сложных фигур высшего пилотажа. Плодотворное сотрудничество советской науки и мощного производства  вызывало уважение всего мира.


Интересной разновидностью «авиа-шоу» был полёт Олимпийского Мишки в день закрытия московской Олимпиады в 1980 году. Простые движенья как взлёт-посадка потребовали серьёзного вмешательства специалистов из ЦАГИ им. Жуковского. Траектория  полёта Мишки должна была быть строго определённого маршрута, и время полёта рассчитывалось точно по графику.Учитывая необычность задания связанного со спецификой аэродинамики «объекта» и сроком изготовлениям рабочей модели были задействованы крупные научно-технические силы и в кратчайшие сроки предложены несколько вариантов «воздушного судна». Начиная от фантастического варианта с  оператором-мишководом внутри и заканчивая изделием «М-АДД-80» способного самостоятельно пролететь по заданному маршруту несколько тысяч километров. В последнем варианте использовалась особая гелиевая смесь. В 1980 году даже был анекдот, Олимпийский Мишка, улетевший в неизвестном направлении в день закрытия Олимпиады-80, обнаружен в Сибири! Более 20 страшных лет провел надувной талисман Игр в берлоге медведя-одиночки..., в действительности это был один из прототипов для сверхдальних перелётов. Во время пробного полёта аварийно сработал клапан сброса газовой смеси и объект «М-АДД-80» хаотично меняя траекторию, стремительно исчез с радара вертолёта сопровождения. Его нашли не через 20 лет, а через три дня и действительно … в Сибири недалеко от станции Залари.

Тем не менее, закрытие Олимпиады-80 в  Москве состоялось, и полёт Мишки прошёл успешно, вызвав слёзы умиления не только у сидевших на трибунах в Лужниках, но и многих телезрителей, включая маленьких детей, которые отчаянно ревели, прощаясь с медленно взлетающим медвежонком, поверив в красивую сказку под названием «Олимпиада-80». Только узкий круг технических специалистов знал, какие сложности были преодолены, для того чтобы Мишка пролетел точно по маршруту над Лужниками, не зацепив, в частности горящий факел диаметром семь (!!!) метров. Для любознательных, температура  факела более 1000 градусов. Процесс полёта Мишки тщательно контролировался с помощью аппаратуры телеметрии и после вылета из чаши стадиона он был посажен в автоматическом режиме согласно заданной глиссаде на Ленинских горах перед МГУ. Это был один из немногих удавшихся полётов игрушек  большого размера в мировой истории.


Несложный трюк с точки зрения голливудских режиссеров получил резонанс, как ни странно в Японии. Хотя объяснить подобное любопытство можно, здесь всегда пользовались повышенным интересом советское искусство. Начиная от Чебурашки, продолжая  музыкой Аллы Пугачёвой, Юрием Антоновым и заканчивая российским проектом Т.А.Т.У.

После завершения Олимпиады-80,известный токийский музей  Воздушного змея предложил выкупить медвежонка за хорошие деньги, но получил отказ со стороны КГБ наложившего запрет на продажу объекта, даже с  демонтированной системой управления и телеметрией, поскольку здесь применялись уникальные военные технологии позднее нашедшие применение в создание морских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

История получила продолжение, когда в 1982 году компания Sharp отмечала свой юбилей 70 лет. По давней традиции Sharp являлся  спонсором ежегодного фестиваля воздушных змеев, проводимого

 в город Хамамацу в первых числах мая.

Немного об Истории фестиваля. Первые упоминания тянутся с  середины XV века. Когда правитель города Хамамацу, в честь рождения первенца поднял в воздух огромного змея. Так и повелось с этого момента: когда в семье рождался первый мальчик — в небо взлетал «первый змей», или «хэтсудако». За несколько веков  традиция переросла в грандиозный фестиваль.


Каждый змей имеет собственный дизайн и символизирует либо один из районов города Хамаматцу, либо представляет  состоятельную семью. Управляет воздушным гигантом команда из 10 человек. В течение года эти люди конструируют, расписывают и украшают змея. А потом несколько дней до решающего сражения тренируются в искусстве управления.

Задача каждой команды — опустить змея конкурентов на землю. Как они это делают? Пытаются умелыми маневрами отрезать хвост «врага», т. е. всяческими хитрыми способами перетирают веревки сопернику.

Вечером в честь победителей устраиваются красочные парады. Нарядные толпы японцев под аккомпанемент традиционной японской музыки кабуки везут огромные повозки-платформы — ятаи, украшенные причудливыми сооружениями (дворцами, храмами, домами). Японцы верят, что во время праздника в ятаи перемещаются божества ками, у которых можно испросить покровительства. Шумные процессии двигаются по главным улицам Хамамацу, и иногда сворачивают, в дома, где в прошлом году родились мальчики.

Фестиваль в Хамамацу по праву считается одним из интереснейших событий в Японии. Каждый год около 2,5 млн людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как по команде взлетают в небо около 160 воздушных гигантов. От такого зрелища действительно захватывает дух.


Так совпало, что в юбилейный год, концерн выпустил в свет миллионную магнитолу Sharp GF-777. Чтобы подчеркнуть успех компании в целом и в магнитолостроение в частности, было принято решение сделать летающий Sharp 777. Сделать не в виде змея на веревке, а летящим самостоятельно по типу Олимпийского Мишки с Московской Олимпиады. Откровенно, говоря, специалистов в Японии, наподобие советского ЦАГИ им. Жуковского не было. И это было связано не только с историческим отставанием  в авиастроение, но и ещё с демилитаризацией страны, где многие военные отрасли запрещены или находятся в зачаточном состояние. Времени для разработки было не так много, и «пробный шар» приобрести медведя для копирования технологии через токийский музей Воздушного змея не прошёл. Бдительные чекисты, пробный «шар» на всякий случай «киксанули». Пришлось через посредников выходить на американские компании и разместить праздничный заказ на  «Boeing», где уровень специалистов был вполне сравним с советскими. Американцы восприняли заказ с энтузиазмом, поначалу. В шутку, сравнивая по важности заказ с «Аполлон» - известной программы высадки американцев на Луну. Мотивация была ясна, разгар холодной войны, и было необходимо сделать летающей магнитолу, более зрелищной, чем Мишка-талисман. Американцы, взялись за работу засучив рукава, через некоторое время поняли, что исходные условия для технического задания, крайне сложны, если не сказать трудно выполнимые. Дело в том, что место старта проекта, песчаные дюны города Хамаматцу, подвержены сильным ветрам. Сделать устройство самостоятельным в управление без резкого удорожания проекта не возможно. Нужен пилот. В отличие от московского проекта 1980 года, это было просто первостепенной задачей.  Уже в феврале  1982 года был готов пробный экземпляр летающей  магнитолы. Первые испытания проходили в режиме строгой секретности с выходом в открытое море. Объект испытывался в беспилотном режиме, удерживался на регулируемой высоте с использованием троса  закреплённого к лебёдке старого американского эсминца, восстановленном после трагедии Перл-Харбор. Специалисты «Boeing»  выполнили летающую магнитолу в виде классического коробчатого змея. Серво привода, позволяли двигать стенки и образовывать конструкцию летающего крыла, интересен был подход в исполнении руля высоты. Внутри короба были спрятаны переделанные лодочные моторы «MERCURY» с пропеллерами, обеспечивающими эффективное  движение. Пропеллеры находились в нишах для динамиков. В принципе это был симбиоз воздушного змея и дельтаплана с мотором. Универсальность в выборе взлёта позволяло аппарату стартовать и как обычному воздушному змею и как мотодельтаплану или начинать взлёт как воздушный змей и продолжать полёт самостоятельно с помощью двигателей. Для пилота сделали  кабину в районе  второй кассетной деки. Всё достаточно аскетично, небольшая приборная доска, ручка управления «магнитололётом».  

Кресло пилота с возможностью «катапультирования» на сверхмалых высотах было позднее с доработкой применяться в вертолётах серии «Apache» в середине 80-ых. В ходе пробных испытаний американские инженеры добились устойчивого взлета с палубы эсминца, и уже с пилотом американцем, была отработана технология посадки, скопированной при посадке самолётов палубной  авиации.

Ближе к маю, когда все основные испытания завершились, американского пилота-испытателя решили заменить в патриотических целях на лётчика «местного разлива» японца. Всё время пока шли испытания, организаторы шоу озаботились поиском японского лётчика, имеющего навыки  пилотирования.

Организаторы рекламного авиа – шоу не учли, что в Японии с кадровыми лётчиками проблемы. А любителей летать на экзотических устройствах и совсем нет. Тем не менее, американцам предложили в качестве пилота пятидесятилетнего мужчину который, окончил лётную школу в Токио. Он согласился выполнить учебный полёт по заданной траектории. После недельного обучения на эмуляторе-тренажере, решили провести пробный пилотируемый взлёт. Эсминец вышел в открытое море. Вдали от берега пилот, облачённый в чёрный маскировочный костюм разместился в капсуле управления. Сквозь пластиковую крышку кабины видно как пилот закрыл лицо маской (дзукин), так что видны были только глаза. Моряк американец, стоявший на лебёдке, отметил про себя, что наряд пилота напоминает одежду ниндзя. Запустили моторы, четыре пропеллера вращаясь с большой скоростью,   рванули аппарат в небо, натянув трос лебёдки. Оператор лебёдки, удерживая трос в натяг, медленно стравливая, вывел «магнитололёт» на высоту 30 метров, где произошла расстыковка. Освободившийся конец троса рухнул в воду, а отцепленный аппарат взмыл на высоту сотни метров. Развернувшись, облетел вокруг  эсминца и, покачав декоративными антеннами, набрал высоту. Погода была солнечная, видимость отличная и в прозрачном синем небе наблюдать полёт можно было без вспомогательной оптики. Стоявшие на палубе представители заказчика и американские разработчики следили за плановым полётом. «Магнитололёт» набрав высоту, должен был развернуться и, снизившись зайти на посадку. Было видно как чёрная точка, стала снижаться, затем снова набирать высоту. Наблюдатели, с недоумением обратились к руководителю полёта, были ли изменения в расписание. Но тот сам не мог понять, что происходит. Тем временем «магнитололёт» набрав высоту предельную для моторов «MERCURY» начал приближаться к эсминцу со стороны солнца. Скорость его возрастала, пока он практически не стал пикировать. Недоумение зрителей сменилось растерянностью, что это «творчество» пилота или техническая неисправность? Черная точка приближалась, увеличиваясь в размерах, все замерли в напряжённом ожидании, успеет ли из пике,  перейти ли в горизонтальный полёт? Аппарат стремительно приближался, уже стали видны сверкающие круги от вращающихся пропеллеров и лицо пилота закрытое чёрной маской, ещё секунда и зрители в панике бросились во все стороны, стало ясно, что «магнитололёт» падает точно на старый корабль и, скорее всего в неуправляемом режиме. Через мгновение от удара в палубную надстройку, обломки конструкции разлетелись в разные стороны, и бензин вспыхнул облив палубу эсминца горящим «напалмом». Система пожаротушения отработала чётко, залив пеной летательный аппарат. Жертв, кроме пилота не было.

Инцидент  с огромным трудом замяли, несмотря на печальный результат. Следствие проведённое в результате скандального случая, не нашло точного объяснения случившегося, списав трагедию на техническую неполадку. Позже появилась неофициальная версия, когда  узнали, что за лётная школа была в Токио, где проходил обучение пилот. Лётчик окончил школу в возрасте 15 лет в 1945 году, где готовили пилотов-смертников для вхождения в состав «Отряд специальной атаки Симпу». Их учили лишь взлету и выходу на цель. Учебный самолет-спарку после этого сажал инструктор. Будущим « камикадзе » знать, как производится посадка, было необязательно…


Возможно, спустя три десятка лет, как солдат императорской армии, пилот считал, что война с американцами не окончена и намеренно атаковал восстановленный эсминец ВМФ США, тот самый, который выжил после 7 декабря 1941 года в Жемчужной бухте.

Михалыч Дата: 12.12.2010 19:23:21
Да как же они не догадались, что он камикадзэ!)

Имя*:   E-mail:  
Введите код с картинки:
CAPTCHA    
© 2004-2014. recallsharp.ru Все права защищены.